Итоги методического семинара «Проект от замысла к воплощению»

05.03.2018

  2 марта 2018г. в МАОУ Озерновская СОШ №3 состоялся методический семинар «Проект от замысла к воплощению», ЦЕЛЬЮ которого было представление метода проектов как педагогической технологии. Перед педагогами были поставлены ЗАДАЧИ: сформировать представление о методе проектов; познакомиться с особенностями организации проекта в ОО; познакомиться с алгоритмом создания проекта.

  Семинар был разработан замдиректора по ИКТ Г.А.Шаповаловой и проведён как мини-проект со следующей ПРОБЛЕМОЙ: в начале апреля состоится школьный тур муниципального конкурса ученических проектов «Я – исследователь»; педагогам нужно подготовить учащихся и представить качественные проекты. 

  Была выдвинута ГИПОТЕЗА: «Предположим, что каждый педагог нашей школы может подготовить и провести проект». Основополагающим вопросом семинара был «Как подружиться с проектами?», решались следующие ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое метод проектов?

2. Какие бывают проекты?

3. Из чего состоит проект?

  По первому проблемному вопросу выяснили, что МЕТОД – это способ организации процесса познания, а ПРОЕКТ – совокупность определенных действий, документов, замыслов для создания реального продукта.

По второму проблемному вопросу очень кратко были проанализированы ВИДЫ ПРОЕКТОВ:

- по предметно-содержательным областям;

- по продолжительности выполнения;

- по количеству участников;

- по организации;

- по территориальному признаку;

- по доминирующей деятельности учащихся.

  По первому проблемному вопросу выяснили, что «Проект – это «5 П»: Проблема, План, Поиск, Продукты и Презентация:

  ПРОБЛЕМА – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический      или теоретический интерес. Педагогам было предложено выступить, представляя свой опыт проведения проектов. Так учитель начальных классов Светлана Ивановна Шевчук рассказала на примере проекта по технологии в 4 классе «Детская площадка», как она ставила перед учащимися цель и задачи. Понимая актуальность проекта, далее учащиеся решали проблему: «В посёлке не хватает интересных детских площадок» и в итоге смастерили макет.

На данном этапе было акцентировано внимание педагогов на значении технологии мозгового штурма как мотивации учащихся, выдвижения гипотез. Гипотеза – это логически обоснованное предположение автора проекта, которое нуждается в подтверждении или опровержении, истинность которого не очевидна.

  ПЛАН. Любая проектная деятельность подразумевает подготовительный, основной и заключительный этапы. Поэтому педагогу важно правильно и наиболее полно составить «План проведения проекта», в котором продумать материалы, оборудование, форму и вид  проекта, ресурсы. «Вводная презентация» и «Визитная карточка проекта» могут включить все сведения о предстоящей работе. Педагоги получили в свою методическую копилку распечатки – варианты плана проектов, листов планирования, таблицы вопросов.

  ПОИСК. На данном этапе проекта происходит формирование групп, распределение обязанностей по интересам и возможностям учащихся, сбор информации по проблемным вопросам.

  ПРОДУКТЫ. На данном этапе участники проекта выбирают форму отчёта, приступают к выполнению продуктов проектной деятельности по заданным критериям оценки, оформляют свои отчёты, делают выводы по исследованию гипотез.  

Продукты проектной деятельности бывают:

Со своим опытом работы выступила учитель русского языка и литературы Нина Юрьевна Барсамова. Она показала проекты по литературе – книжки-малышки со стихами Ф.И.Тютчева. Дети создавали свои работы  в паре и индивидуально, но охвачены были все учащиеся 5а класса. В этом учебном году многие из этих проектов стали лауреатами и победителями  Всероссийского конкурса для детей и молодежи «Радость творчества» на http://zamoktalantov.ru.

 

   Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Внеклассные мероприятия и школьные праздники в МАОУ Озерновская СОШ №3 отличают привлечением большого количества учащихся, а порой и всех классных коллективов, духовно-нравственной наполненностью, дизайнерским решением костюмов и элементов сцены и интерьеров – продуманностью всей концепции мероприятия. Каждое мероприятие можно считать отдельным проектом, в котором тщательно распределены роли. В этом большая заслуга педагога-организатора Татьяны Борисовны Пляченко. Она так же поделилась опытом своей работы, показав видеоролик с большим количеством продуктов проектной деятельности:

 

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ как представление результатов исследования – это один из главных этапов проекта. Проектанты должны представить текст доклада, подготовить оборудование для защиты,  озвучить вывод по исследованию гипотез. Так же важно педагогу организовать и провести рефлексию по окончанию проектной деятельности, выполнить самоанализ своей работы и внести нужные поправки в документацию проекта.  

   В прошлом учебном году наша школа впервые приняла участие в муниципальном туре Конкурса проектов «Я – исследователь» и получила неплохие результаты. Педагогам были представлены видеролики защиты проектов-призёров 2017 года «Подарок для мамы» Кузнецовой Виктории, «Наказ депутатам» группы учащихся под руководством Г.В.Высоцкой, а так же проект-лауреат Вилиляева Рината. 

 ВЫВОД. Педагоги на семинаре сформировали представление о методе проектов; познакомились с особенностями организации и с алгоритмом создания проекта в ОО. В нашей школе создаётся МНОГО ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ почти по всем учебным предметам. Но, если уделить должное внимание постановке перед учащимися ПРОБЛЕМЫ, исследованию ГИПОТЕЗ, документации проекта, то творческие работы автоматически приобретут статус продуктов проектной деятельности. Педагогам будет, что представить на школьный тур муниципального конкурса ученических проектов «Я – исследователь».

    

  Наша ГИПОТЕЗА ПОДТВЕРДИЛАСЬ: каждый педагог нашей школы может подготовить и провести проект.

Шаповалова Г.А.