Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Социальные сервисы в работе педагога

    Социальные сетевые сервисы могут широко использоваться в образовании. Их применение возможно в различных предметных областях. C появлением Web 2.0 изменилось отношение к интернету в целом, и учителя информатики и других дисциплин начинают применять сервисы сети Интернет в образовательных и воспитательных целях, при внеклассной работе и творческой деятельности. Если раньше Интернет негласно среди преподавательского состава считался только бесполезным развлечением и пустой тратой времени в лучшем случае, а в худшем — чем-то вредным и развращающим, либо собранием некачественных готовых рефератов и недостоверной информации. То в последние годы взгляд на Сеть приобрел положительный характер, и сетевые социальные сервисы способствовали этому. О том, какие цели можно достигнуть и какие задачи выполнять, используя сетевые социальные сервисы в образовании, будет рассказано в данном разделе.

Педагогика сетевых сообществ

     Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

    Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

  Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

  Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей.

  Критичность мышления. Коллективная, сообщная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать ученикам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

   Таким образом, сетевые сообщества имеют несколько применений в педагогической практике и могут воспитывать в учениках перечисленные умения. Также с помощью сетевых сообществ и сервисов можно получать знания и отрабатывать навыки, о чем будет подробно рассказано ниже.

Обзор социальных сетевых сервисов:

Средства для хранения закладок - средства для хранения ссылок на веб-страницы, которые Вы регулярно посещаете. Такое средство предоставляется и обычным браузером, с помощью которого просматривает Интернет-ресурсы пользователь, однако новые социальные средства хранения закладок имеют принципиальные отличия, а именно:

  • Ссылки можно добавлять с любого компьютера, подключенного к сети Интернет
  • Ссылки будут доступны с любого компьютера, подключенного к сети Интернет

Каждая закладка должна быть помечена одним или несколькими тегами (метками-категориями). Пользователю предлагается присвоить один или несколько тегов к каждой закладке, которые будут описывать её содержание. Если закладка, которую Вы собираетесь добавить, уже находится в чьей-то коллекции, то вам сразу будет предложено принять популярные теги.

Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов – средства сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями, а также организовывать обсуждение ресурсов.

Сетевые дневники (блоги) - сервис Интернет, позволяющий любому пользователю вести записи любых текстов. По аналогии с личными дневниками блоги называют сетевыми дневниками. Ведущий дневник (блоггер) может управлять доступом к своим записям: делать их открытыми всем желающим, определенному кругу пользователей или совсем приватными. Блоггеры могут объединяться в сообщества и организовывать совместные записи и обсуждения.

ВикиВики (WikiWiki) – социальный сервис, позволяющий любому пользователю редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи). Различные варианты программного обеспечения Вики (викидвижки) позволяют загружать на сайты изображения, файлы, содержащие текстовую информацию, видеофрагменты, звуковые файлы и т.д.

Социальные геосервисы – сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью. используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников.

Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов – интегрированные сервисы Интернет, ориентированные на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами. Так, например, возможно организовать совместное редактирование документа, выложенного в сети Интернет несколькими пользователями одновременно. При этом все изменения будут зафиксированы по времени их внесения и по содержанию изменений.

Карты знаний (англ. Mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. В русских переводах термин может звучать по-разному — карты ума, карты разума, карты памяти, интеллект-карты, майнд-мэпы. Среди появившихся в сети в последнее время сервисов построения карт знаний наиболее простым и дружелюбным представляется сервис Bubbl.us

Социальные поисковые системы - это системы, которые позволяют пользователям самим определять в каком направлении вести поиск, какие сайты просматривать прежде всего, на какие слова обращать первоочередное внимание и каким образом представлять найденные результаты. На основе поисковых двигателей нового поколения мы можем построить свои собственные индивидуальные или коллективные поисковые машинки. Поиск можно адаптировать к определенной тематике и к определенному сообществу.

 

   Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

   Основные действия, которые можно осуществлять в сети Интернет с использованием социальных сервисов:

Записи мыслей, заметки и коментирование чужих текстов – Живой журнал, Живой Интернет, Блог.Ру, Blogger, Википедия, Летописи.Ру, Живая энциклопедия приключений…

Совместный поиск информации – Свики, Google, Флексум

Совместное хранение закладок – БобрДобр, Сто Закладок, Memori.ru, Румарк, МоёМесто, Ньюс2.ру, Цветные полоски

Совместное хранение и создание медиафайлов

Фотографии, схемы, рисунки – Фликр, Панорамио, Пикаса, Фотодия, Фламбер, КаляМаля, CoDraw (Совместное рисование)…

Видео – Ютьюб, ТичерТьюб, Социальная сага, Рутьюб, Rambler Vision, Видео@mail.ru

Подкасты – аудиофайлы — Audacity, PodOmatic.

Хранение презентаций – СлайдШара, Спрезент, Скрибд.

Создание анимированных и интерактивных историй – Скретч, создание трехмерных рассказов – Alice

Создание и использование карты знаний – Визуальный словарик, Bubbl.us, FreeMind, GraphViz

Создание и редактирование документов – Википедия, Гугл, Zoho

Социальные геосервисы — Карты Google, Карты Google + WikiWiki, Объемная модель Земли Google, Панарамио

Интерактивные анкеты — Анкетёр.ру

Боксы для хранения информации в сети — бокс от Яндекса, бокс

Закрытые группы — от Гугл

Обмен сообщениями (чаты, форумы, телеконференции)– мессенджеры, Скайп , ISQ .

Это далеко не полный перечень возможностей социальных сервисов.

 

20 сервисов по созданию карт для самоконтроля

Пишу еще одно сообщение, связанное с созданием интерактивных карт для самостоятельной проверки знаний учащимися. На этот раз я опубликую список ресурсов, предоставляющих эту возможность. Принцип создания обучающих интерактивных карт на каждом ресурсе приблизительно один и тот же: регистрация, создание вопросов-ответов, выбор вида задания и публикация.

Сlasstools:  бесплатный сервис, не требующий регистрации и позволяющий за несколько секунд создать обучающие игры, викторины и диаграммы. Инструкция и пример. (Спасибо Наталье за ссылки)  

BrainFlips: создание карт по любому учебному предмету. Карточки могут содержать текст, изображения, аудио и видео.

Еnglish-cards.ru: для создания и печати английских карточек. Опыт учителя английского языка.

CoboCards: сервис для создания обучающих карточек/шпаргалок.  На карточки есть возможность добавлять текст, изображения, формулы, таблицы  Благодаря функции комментирования возможна совместная работа над карточками. Видео

Cramberry: создание карт для изучения английского языка. Видео.  

Ediscio: сервис для создания флэш-карт с возможностью вставки текста, формул, картинок и видео.  Коллекцию карт можно упорядочить по папкам, сортировать по тегам, импортировать и экспортировать (CSV, XLS, Html)

FlashcardDB: создание карточек для изучения языка. В выборе карточек предлагает учиться по системе Лейтнера или другой, более современной. Ведет учет пройденного сегодня и необходимого к повторению завтра (источник). 

Flashcard Exchange: сервис для создания обучающих карт. Есть возможность совместной работы над карточками.  

Flashcard Friends : создание карт, возможность использования и изменения уже существующих карт.

FlashCardMachine : сервис для создания интерактивных карт.

FunnelBrain: создание карт для изучения языка и тестов по любой тематике.  

Head Magnet: веб-приложение, которое поможет "что-то" запомнить и напомнит если вы "что-то" забыли. Видео.

IQFuse: сервис для создания интерактивных карт. Как и во всех представленных сервисах есть возможность использования библиотеки с уже готовыми картами. 

Koofers:    девиз данного сервиса "Make Studying Easier" ("Сделай обучение проще"). Одна из функций Koofers это создание обучающих карт.  А так как это социальная образовательная сеть, то и целью ее является оказание помощи студентам в обучении.

MuchoBeets: создание обучающих карт. Инструкция

ProProfs: портал, обеспечивающий обучение в режиме онлайн. Есть возможность создания интерактивных карт, тестов и опросов. Пример для самоконтроля - "40 элементов таблицы Менделеева"  

Quizlet: интересный сервис с возможностью создания карточек  по любой теме. Видео. Пример.

StudyBulb: сервис для создания флэш-карт. Пример.

SwipeStudy: создание обучающих интерактивных карт для работы в Сети и смартфоне.

Word Learner: создание рабочих листов, головоломок, упражнений, карточек и игр. 

 

Яндекс.Метрика