Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Муниципальный конкурс ученических исследовательских проектов «Я – исследователь»

23.01.2017

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении муниципального конкурса ученических исследовательских проектов «Я – исследователь»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи муниципального конкурса ученических исследовательских проектов «Я – исследователь» (далее по тексту – конкурс проектов), порядок его организации, проведения, подведения итогов конкурса и награждения победителей.

1.2. Организаторами конкурса проектов выступают Управление образования Усть-Большерецкого муниципального района, муниципальные бюджетные учреждения (по согласованию).

2. Цель и задачи конкурса

2.1. Целью конкурса проектов является стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности школьника путём организации проектно-исследовательской деятельности.

2.2. Основными задачами конкурса являются:

  • Создание условий для осуществления научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся в течение всего учебного года;
  • Выявление и поддержка творческих и одаренных учащихся;
  • Мотивация учащихся и педагогов к применению проектной деятельности в образовательном пространстве образовательной организации;
  • Поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
  • Внедрение в образовательные организации Усть-Большерецкого муниципального района единых требований к исследовательским проектам;
  • Стимулирование у школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;
  • Накопление и распространение опыта учителей в применении проектно-исследовательских методов для эффективного повышения качества обучения школьников.

3. Сроки и порядок проведения конкурса проектов.

3.1.  Для проведения конкурса проектов Управлением образования формируется Оргкомитет.

3.2. Оргкомитет осуществляет общее руководство конкурсом, определяет даты проведения публичной защиты участниками своих конкурсных работы и состав экспертного совета (жюри).

3.3. В состав экспертного совета могут входить сотрудники органов местного самоуправления, органов государственной власти, организаций и учреждений.

  • Экспертный совет в пределах своей компетенции:
  • рассматривает представленные работы;
  • при необходимости формирует секции (в зависимости от тематики представленных работ) или группы;
  • оценивает представленные работы в соответствии с критериями оценки;
  • определяет победителей и призеров конкурса.

3.5. Конкурс проектов проводится ежегодно в два тура:

I тур (школьный) – с 1 по 10 апреля.

II тур (муниципальный) – проходит в период с 20 по 30 апреля в форме публичной защиты участниками своих конкурсных работы. Даты проведения защиты проектов определяются оргкомитетом в зависимости от общего количества участников.

3.6. Заявки на участие в конкурсе проектов, анкеты, краткое описание проекта, оформленные в соответствии с приложением №1 к настоящему положению, и конкурсные проекты учащихся направляются в печатной и электронной форме в оргкомитет конкурса до 15 апреля. Заявка оформляется на каждого участника (каждую группу) отдельно. Участники Озерновского и Запорожского сельских поселений имеют право направить работы в сканированном варианте по электронной почте.

Участники Озерновского и Запорожского сельских поселений могут участвовать в защите и презентации своих проектов дистанционно, при возможности – посредством организации онлайн видеосвязи.

3.7. Заявки, направленные после 15 апреля, не рассматриваются.

3.8. Представленные на конкурс работы могут быть возвращены конкурсанту после окончания проведения конкурсных этапов.

4.  Участники конкурса.

4.1. Участниками конкурса проектов могут стать учащиеся – юные исследователи как индивидуально, так и в составе исследовательских коллективов (не более 3-х человек).

4.2. На участие в конкурсе проектов принимаются работы учащихся начального, основного, среднего, и дополнительного образования, выполненные под руководством педагогов, по четырем возрастным группам:

1-4 классы;

5-7 классы;

8-9 классы;

10-11 классы.

5. Требования к конкурсным работам.

5.1. На конкурс принимаются завершенные исследовательские проекты учащихся, которые отвечают требованиям, предъявляемым к проектам (приложение №2).

5.2. Для участия в конкурсе принимаются проекты, выполненные по следующим тематикам:

  • человек и общество (философия, этика, эстетика, социология, история, обществоведение, краеведение, ОБЖ, спорт и здоровье, культура, политика и право, география, религиоведение, военная подготовка, патриотическое воспитание и т.д.);
  • живая природа (зоология, биология, ботаника, анатомия и физиология, микробиология, вирусология, эмбриология, экология, генетика и т.д.);
  • искусство (прикладные виды – декоративно-прикладное, архитектурное; изобразительные виды – фотография, графика, живопись, скульптура; зрелищные виды – кино, эстрада, хореография, цирк, телевидение, театр; звуковой вид – музыка);
  • математика, физика, химия, техника и инженерия, астрономия, космонавтика, космология и т.д.;
  • филология (морфология, литература, русский язык, иностранный язык, национальный язык, журналистика, история слова, стилистика и т.п.);
  • информатика, изобретательность и информационные технологии.

5.3. Под ученическим исследовательским проектом понимается творческая работа обучающегося, направленная на исследование и решение какой-либо проблемы, изученной и реализованной в ходе урочной или внеурочной деятельности.

Исследовательские работы могут быть теоретическими, экспериментальными и изобретательскими.

Для учащихся 1-4-ых классов работа может быть выполнена в виде исследовательского реферата и носить фантастический характер. Приветствуется помощь и участие членов семьи конкурсанта.

5.4. Выбор темы проекта производится учащимися с учетом их склонностей и интересов, рекомендаций учителей-предметников и классных руководителей. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта. При использовании в работе заимствованных материалов конкурсанты должны сделать ссылку на используемые ресурсы или литературу.

Исследовательский проект должен демонстрировать знания и умения учащихся, их способность работать с первоисточниками, проектировать и реализовывать исследовательскую работу, сопоставлять различные точки зрения, систематизировать и структурировать полученный материал, обобщать, формулировать выводы.

5.5. Для разработки, оформления и защиты проекта участник вправе использовать различные программные и технические средства, схемы, рисунки, макеты, фотографий, брошюры и т. п

5.6. Конкурсная работа представляет собой основной текст и презентацию.

  • Объем основного текста должен составлять не более 30-ти машинописных страниц, должен содержать следующие части: титульный лист, оглавление, введение, основная часть проекта, результаты исследования и выводы; список используемых источников.
  • Титульный лист должен содержать следующую информацию: образовательное учреждение; фамилия, имя, отчество конкурсанта; класс; тема работы с указанием тематики; информацию о педагоге-руководителе.
  • Введение включает в себя следующие пункты:
  • Обоснование актуальностивыбранной темы. Автору необходимо указать, что уже известно в науке и практике по выбранной теме и что осталось нераскрытым или предстоит сделать автору(ам) проекта, почему выполнение именно этого проекта своевременно для автора(ов) проекта;
  • Формулируется проблема (или «дерево» проблем), на решение которой направлено выполнение проекта;
  • Определяются объект и предмет исследования;
  • Формулируется цель проекта – заранее спрогнозированный результат;
  • Определяются задачи по достижению цели проекта.
  • Формулируется гипотеза работы.
  • Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй – экспериментальный или практический. Таблицы, схемы, иллюстрации могут быть оформлены в приложении к проекту. Объем приложения к работе неограничен.
  • Заключение. Делается вывод, достигнута ли автором цель проекта. Если цель не достигнута, указываются причины. Указывается результат – эффект проекта (может быть экономический, социальный). Оценивается подтверждение или опровержение гипотезы.
  • Список используемых источников. Оформляется в виде перечня всех информационных источников, включая интернет-ресурсы, видеоматериалы, печатные издания и т.п. Перечень формируется в алфавитном порядке.
  • Презентация конкурсной работы оформляется в любом мультимедийном виде (слайд-презентация, видеофильм, видеоролик и т.п.). На первом слайде (кадре) должна быть информация титульного листа конкурсной работы.
  • Требования к представлению и защите работ.

6.1. Защита конкурсных работ проходит в форме устного выступления с использованием подготовленной презентации до 10-минут. Участник вправе использовать дополнительные технические средства, объекты, устройства, раздаточный материал и т.п.

6.2. В защите групповых проектов участвуют все участники проектной группы, каждый из которых готовит свою часть выступления.

6.3. В выступлении обязательно должны быть отражены следующие вопросы:

обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;

определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;

краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;

обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;

рекомендации по возможной сфере использования данного проекта.

6.4. После завершения своего выступления участники, представлявшие работу, должны суметь ответить на вопросы жюри.

7. Подведение итогов, награждение

7.1. Каждый проект оценивается по двум направлениям: «Критерии оценивания исследовательских проектов обучающихся» и «Критерии оценивания открытой защиты проектов и исследовательских рефератов» (Приложение №3).

7.2. Оценивание исследовательских проектов обучающихся проходит заочно, по представленным материалам конкурсных работ, каждый член экспертного совета выставляет баллы каждому конкурсному проекту.

7.3. Оценивание открытой защиты проектов и исследовательских рефератов проходит непосредственно при защите участниками своих конкурсных работ, каждый член экспертного совета выставляет баллы каждому конкурсному проекту.

7.4. По каждому участнику определяется общая сумма баллов, состоящая из суммы баллов каждого члена экспертного совета, выставленная в соответствии с п.7.2. и п.7.3.

7.5. Жюри подводит итоги после завершения выступлений всех участников заключительного этапа конкурса проектов и объявляет результаты. В каждой возрастной группе определяется победитель (победители), набравший максимальное количество баллов, и призеры конкурса проектов. Количество призеров определяется экспертным советом.

7.6. Победители и призёры конкурса награждаются дипломами конкурса, участники – сертификатами. Победителям и призерам могут быть вручены ценные призы и подарки (при наличии призового фонда).

7.7. Экспертный совет вправе дополнительно определить победителей в следующих номинациях:

  • лучший эксперимент;
  • лучший проект;
  • постановка самой оригинальной проблемы;
  • лучшая защита;
  • лучшая презентация;
  • лучший исследовательский коллектив;
  • лучший руководитель проекта.
  • 7.8. Экспертный совет вправе дополнительно поощрить образовательные организации – участников конкурса проектов.

Приложение №1

к Положению

В оргкомитет муниципального конкурса ученических исследовательских проектов «Я – исследователь»

Заявка

__________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

__________________________________________________________________

Выдвигает участника (для одного автора) или творческий коллектив, состоящий из ______________________________________________________

(указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, класс каждого автора)

Тематика __________________________________________________________

Название исследовательской работы, проекта __________________

Руководитель работы (проекта) __________________________________

Должность________________________________________________________

Общий стаж работы_________________________________________________

М.П.                                                ____________ Руководитель учреждения

Анкета участника

(заполняется для каждого ребенка, участвовавшего в исследовательской работе (проекте), представленной на конкурс)

Фамилия, имя, отчество _____________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________

Класс обучения

Домашний адрес: _________________________________________________

Телефоны (контактные): _________________________________________

Мои увлечения _________________________________________________

_________________________________________________________________

Я принял(а) решение участвовать в конкурсе потому, что

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

При исследовании я лично выполнил(а) следующие виды работ____

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Краткое описание исследовательской работы (проекта)

(можно внести свои изменения в вопросы, структуру описания работы, проекта, исходя из особенностей выполненного исследования)

  • Название проекта ________________________________________________
  • Выполнен автором или творческим коллективом

_____________________________________________________________________________

(указать фамилии, имена и отчества авторов)

под руководством __________________________________________________

(указать фамилию, имя и отчество руководителя)

  • Краткое описание (тематика) работы, проекта (указывается, к каким наукам относится работа, какого вида исследование – экспериментальное, теоретическое, изобретательское, фантастическое) ___________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  • Где Вы искали информацию для ответа на возникшие вопросы ______________________________________________________________________

(указать источники)

  • Какие гипотезы были выдвинуты:__________________________________

________________________________________________________________________________

  • Какие основные методы исследований Вы использовали для проверки своих гипотез:

Опросы (кого и о чем Вы расспрашивали)

Наблюдения (за кем (чем) Вы наблюдали)

Эксперименты

Другие методы, укажите, какие именно

  • К каким выводам Вы пришли: ___________________________________

___________________________________________________________________________

  • Для презентации исследования Вы планируете использовать

__________________________________________________________________

(укажите, какие технические средства Вам необходимы для презентации)

  • Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде

__________________________________________________________________

(например, доклада, компьютерной презентации, в виде брошюры, другое...)

Приложение №2

к Положению

Основные требования и рекомендации по оформлению и защите конкурсных проектов

  • Рекомендации к процессу подготовки проекта:
Этап
Основные действия
1. Выбор темы исследования          
Ответь на вопросы:
  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
2.Цель и задачи исследования          
Определить цель исследования – означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.
3.Гипотеза исследования
Для формулирования гипотезы используй слова:
• предположим;
• допустим;
• возможно;
• вероятно;
• что, если…
4.Организация исследования
Подумать самостоятельно
  • Что я знаю об этом?
  • Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
  • Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования.
Просмотреть книги по теме (Запиши важную информацию, которую узнал из книг).
Спросить у других людей (Запиши интересную информацию, полученную от других людей).
Просмотреть теле материалы. (Запиши то необычное, что узнал из фильмов).
• Использовать Интернет (Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера).
Понаблюдать (Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы).
Провести эксперимент (Запиши план и результаты эксперимента).
5.Подготовка к защите исследовательской работы          
Этапы подготовки
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера;
б) описание;
в) характеристика;
г) сравнение;
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Ранжировать по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9.Подготовить средства наглядного представления доклада
  • Требования к машинописному тексту:
  • Формат А4 (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14pt, через 1,5 интервала). Поля: слева от текста – 30мм, справа – 20 мм, сверху и снизу – по 20 мм, листы формата А4 книжной ориентации. Нумерация страниц располагается внизу по центру страницы. Рисунки, таблицы, диаграммы и т.п. в тексте можно располагать произвольным образом, в приложениях допускается альбомная ориентация;
  • Заголовки частей работы выполняются жирным шрифтом, размер шрифта 14pt;
  • Двухсторонняя печать страниц не допускается.
  • Требования к защите конкурсного проекта:
  • Умение раскрыть сущность проекта и представить его основные результаты;
  • Умение оценить достигнутый результат;
  • Владение автором проекта грамотной, лаконичной речью (свободное владение необходимой терминологией);
  • Умение аргументировано отвечать на вопросы членов жюри;
  • Самостоятельность, самодостаточность и уверенность в своих силах.

Приложение №3

к Положению

Критерии оценивания

исследовательских проектов обучающихся

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы
(до 16 баллов)
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?
До 5
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?
До 5
Верно ли определил автор актуальность работы?
До 3
Верно ли определены цели, задачи работы?
До 3
Теоретическая и \ или практическая ценность
 (до 8 баллов)
Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.
До 3
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области
До 3
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость
До 2
Методы исследования
(до 4 баллов)
Целесообразность применяемых методов
До 2
Соблюдение технологии использования методов
До 2
Качество содержания проектной работы
(до 18 баллов)
Выводы работы соответствуют поставленным целям
До 4
Оригинальность, неповторимость проекта
До 5
В проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы
До 2
Есть ли исследовательский аспект в работе
До 2
Есть ли у работы перспектива развития
До 5
Оформление работы
(до 16 баллов)
Титульный лист
До 2
Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов
До 2
Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений
До 4
Информационные источники
До 4
Форматирование текста, нумерация и параметры страниц
До 4
Итого:

Макс-но 62

Критерии оценивания

открытой защиты проектов и исследовательских рефератов

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

1. Соответствие сообщения заявленной теме, целям и задачам проекта
(до 2 баллов)
Соответствует полностью
2
Есть отдельные несоответствия
1
В основном не соответствует
0
2. Понимание проблемы и глубина её раскрытия
 (до 5 баллов)
Проблема раскрыта полно, проявлена эрудированность в её рассмотрении
4-5
Проблема раскрыта частично
2-3
Проблема представлена поверхностно
0-1
3. Представление собственных результатов исследования (до 4 баллов)
Представлена оценка и анализ собственных результатов исследования
3-4
Представлены собственные результаты
2-3
Результаты не соотнесены с позицией автора или не представлены
0-1
4. Структурированность и логичность сообщения, которая обеспечивает понимание и доступность содержания (до 3 баллов)
Структурировано, обеспечивает понимание и доступность содержания
2-3
Структурировано, но не обеспечивает понимание и доступность содержания
1
Структура отсутствует
0
5. Культура выступления
(до 6 баллов)
Налажен эмоциональный и деловой контакт с аудиторией, грамотно организовано пространство и время
4-6
Названные умения предъявлены, но владение неуверенное
2-3
Предъявлены отдельные умения, уровень владения ими низок
0-1
6. Грамотность речи, владение специальной терминологией по теме работы в выступлении
(до 6 баллов)
Речь грамотная, терминологией владеет свободно, применяет корректно
4-6
Владеет свободно, применяет неуместно, либо ошибается в терминологии
2-3
Не владеет или владеет слабо
0-1
7. Наличие и целесообразность использования наглядности, уровень её представления
(до 4 баллов)
Наглядность адекватна, целесообразна, представлена на высоком уровне
3-4
Целесообразность неоднозначна, средний уровень культуры представления
1-2
Наглядность неадекватна содержанию выступления, низкий уровень представления
0
8. Культура дискуссии – умение понять собеседника и убедительно ответить на его вопрос (до 5 баллов)
Ответил полно на все вопросы
3-5
Ответил на часть вопросов, либо ответы неполные
1-3
Не ответил
0
9. Особое мнение жюри
До 4-х баллов с формулировкой «За что?»

10. Соблюдение регламента
Регламент не превышен
2
Превышение без замечаний
1
Превышение с замечанием
0
Итого:

Макс-но 41


Приложение №2

к приказу УО АУБМР от 16.01.2017 № 5

Квоты на участие в муниципальном конкурсе ученических исследовательских проектов «Я – исследователь»

Наименование учреждения
Минимальное количество участников
Максимальное количество участников
МБОУ Октябрьская СОШ №1

4 участника

(по одному участнику в каждой возрастной группе)

Без ограничений

МБОУ Усть-Большерецкая СОШ №2
МАОУ Озерновская СОШ №3
МБОУ Большерецкая СОШ №5
МБОУ Апачинская СОШ №7
МАОУ Запорожская НОШ №9

1

МБОУ Вечерняя СОШ

1

МБУДО УБРДДТ

1

МБУДО УБРДЮСШ

1


Яндекс.Метрика